К оглавлению |
Во многих серьёзных тестовых композициях сложно выбрать небольшой отрывок, сохраняющий максимум музыкального содержания: с одной стороны, при анализе художественных аспектов звучания для полноты впечатлений иногда необходимо прослушать именно композицию целиком, причём желательно в контексте альбома, а с другой стороны, в композиции может быть несколько интересных моментов, и выбирать среди них «лучший» не совсем целесообразно. Данный диск представляет собой сборник таких произведений.
Так же, как и Prime Test CD #1, этот диск доступен в в готовом виде (545,283,966 байт). Объём образа составляет 79 минут 30 секунд.
Для большинства композиций, перечисленных в этой главе и далее, вполне доступны качественные записи, поэтому тем людям, которым накладно скачивать сотни мегабайт и которые не желают нарушать закон об авторском праве взломом паролей, лучше приобрести лицензионные диски с этими записями. Убедиться в качестве диска можно обменом по Сети короткими (несколько секунд) фрагментами композиций с людьми, располагающими материалами этого сайта.
Диск условно можно разделить на две части: первые семь и остальные восемь треков. Непрерывное прослушивание всего диска утомляет, а седьмой трек может серьёзно воздействовать на психику, поэтому после него рекомендуется сделать перерыв.
Суммарный объём 15 архивов – 462,542,910 байт, общее время звучания композиций – 78 минут 54 секунды (208,769,017 отсчётов).
п/п |
|||
Vangelis - Alpha | 33,626,876 |
Уже знакомый нам Вангелис. Электронная композиция, как это
довольно часто случается, начинается шумом. Но не показалось ли вам, что эти
порывы вы уже где-то слышали, прозвучали ли они натурально, несмотря на их искусственность?
Потом на фоне умолкающего шума появляется звук, похожий на раскручивание чего-то вроде трещотки, – впрочем, неважно, чего, но важно, почувствовали ли вы «кожей» это вращение, – его детская натуральность на качественном тракте заставляет улыбнуться. А дальше постепенно, набирая обороты, развивается основная тема композиции. Оцените чистоту звучания синтезаторов, – а ведь альбом «Albedo 0.39» был написан Вангелисом почти 30 лет назад. К моменту 4:40 играет уже целый электронный оркестр, и в 5:08 наступает кульминация. Финал этой замечательной электронной композиции достойно отыгрывает далеко не каждая приличная акустика. |
|
Joe Satriani - Down, Down, Down
Relativity Recordings © 1995 |
31,172,949 |
Одна из наиболее известных композиций Джо Сатриани. Затяжной,
расслабляющий, доводящий до экстаза блюз. Звучание ненасыщенное, но очень
богатое. Здесь глубоко и мощно играет бас-гитара; одиноко и очень эмоционально
играет соло – Сатриани чётко подобрал нужное звучание.
В момент 1:55 начинается самое интересное. Оцените послезвучия тарелок, «разгон» темы (хотя трудно говорить о разгоне – ведь ритм не ускоряется), мольбу электрогитары. Впрочем, уже не до отдельных аспектов: музыка затягивает в себя с головой. В момент 3:18 наступает кульминация, мощная пробивка – и в 3:27 финал!.. – но ритм сохраняется, музыка устало, но уверенно продолжает звучать, набирая новые силы... Конечно, если вы не знали раньше, то догадались сейчас, о чём эта композиция. :) Ощущать её воздействие на себе довольно необычно; многие АС лишают нас этого, преподнося её скучно либо отмачивая какой-либо совершенно неуместный окрас в самый неподходящий момент. |
|
Johann Sebastian Bach - Suite No.1 for Cello in G Major (BWV 1007), «Preludium»
EMI Records Ltd. © 1995 (исполняет Мстислав Ростропович) |
7,987,475 |
Эта запись сделана в 1991
году компанией Radio France в церкви Basilique Sainte-Madeleine во французском
городке Véselay, провинция Yonne. В ней сохранены все нюансы живого
исполнения и акустики помещения, которые сочетаются с мастерством исполнителя
и впечатлительностью виолончели.
Ростропович передаёт замысел Баха чисто, с истинным талантом исполнителя. Однако в зависимости от качества тракта звучание может стать скучным, превратиться в неинтересное «пилиликанье». Либо же наоборот: виолончель начнёт подкрикивать, звучание будет раздражающим. Довольно тяжёлой задачей здесь становится подача динамики. Ростропович с предельной аккуратностью учитывает все форте и пиано в нотной записи произведения, однако многие АС сводят игру к одному уровню громкости. |
|
Richard Strauss - Also Sprach Zarathustra, «Einleitung» | 9,035,200 |
Очень известная и очень красивая композиция. Она звучала в
фильме «Космическая одиссея 2001», а во времена Ворошилова
использовалась как заставка к телепередаче «Что? Где? Когда?».
С самого начала глубина органного баса вызывает ощущение величия. Постепенное развитие темы, динамичные всплески предвкушают скорый финал, и – 1:28 – мощное фортиссимо, тембральное богатство и художественное великолепие которого способны передать редкие АС. Единственный недостаток записи – немного завышенный уровень. Хорошие мониторы обнаруживают места, в которых есть перегрузка. |
|
Rage - French Boureé
Steamhammer © 2003 |
30,286,349 |
Уже знакомый нам альбом
«Soundchaser», последняя (13-я)
композиция, значащаяся как бонус-трек, однако определённо одна из лучших, если
не самая удачная.
Трек начинается синтезаторным вступлением, затем вступают ритм, ударные – и начинается тема. На тракте с недостаточно низким разрешением ритм сразу смешается с басом, потеряют весь колорит вставки соло-гитариста, не будет ощущения чётко выстроенного, жёстко сплетённого звука. Примечательна третья минута композиции: очень эмоциональное, пёстрое соло на фоне фактурного ритма, – сыграно здорово, и не менее здорово записано. Этот фрагмент можно было бы даже выделить для первого диска, однако композиция в целом несёт в себе намного больше, чем фрагмент. Вообще многое в тракте может помешать восприятию этой композиции, и редкие АС справляются с ней достойно. Но если справляюся – это звучит просто великолепно. Да, не удивляйтесь, «тяжёлая» музыка действительно может быть красива, более того: художественна. И даже если этот образ мрачен и депрессивен, это никак не умаляет его утончённости. |
|
Goran Bregović - La Nuit
Mercury France © 2000 |
11,483,915 |
Эта композиция впервые прозвучала в фильме «Queen
Margot» по роману Александра Дюма, а впоследствии вошла в альбом
«Music for Films» 2000 года.
В самом начале слышно, как перед вступлением очередного инструмента повышается уровень шума, – он не вычищался из записей, их вообще никак не обрабатывали, максимально сохраняя живой звук. Потрясающая эмоциональность вокала проникнет в глубину души самого флегматичного слушателя. Язык, на котором исполняется песня, наверняка вам незнаком, но попробуйте понять через выразительность, через эмоции: о чём эта композиция? И если ваша система высокого качества, решение придёт ещё до завершения трека: да, песня именно об этом. |
|
Harriet Tubman - Tube Jam (live)
(Brandon Ross, Melvin Gibbs, TJ Lewis) |
98,393,976 |
Запись этой композиции сделана в 2001 году в Варшаве на
очередном фестивале «Warsaw Summer Jazz Days» при поддержке компании
Nestlé. Композиция очень оригинальна, богата и живыми, и синтетическими
звуками, а главное – она мощнейшим образом воздействует на психику.
Уходящие в глубины баса (особенно в конце композиции) пассажи инструмента, напоминающего звучанием виниловые «скретчи»; мерное, гиптотизирующее звучание бас-гитары; местами агония ударных, стоны духовых, а кое-где откровенно пугающие звуки необъяснимого происхождения – всё это непонятным образом выстроено в этакий четырнадцатиминутный «сеанс». Погрузитесь в этот странный мир, и если вас не начнёт «колбасить» так же, как исполнителей этой композиции, то ваш тракт требует доработки. Слабонервным людям лучше либо вообще пропустить эту композицию, либо предварительно ознакомиться с ней на низкокачественном тракте. |
|
Goran Bregović - Ederlezi
Mercury France © 2000 |
26,732,687 |
«Ederlezi» –
культовая песня, созданная на основе народной мелодии косовских албанцев для
фильма «Time of the Gypsies», открыла продюсерам и миру
многогранный талант Горана Бреговича.
Ощутите ангельскую чистоту детского голоса. Нет, вы не должны услышать «[шум]a me amala, oro khelena...», иначе вам не имеет смысла слушать дальше. Ощутите выразительность, индивидуальность голоса каждой из двух юных певиц. Потом появляется мелодия, развивающаяся, обрастающая напряжением. И вот – 3:31 – оно прорывается мощной кульминацией, где мольба и отчаяние пронизывают слушателя насквозь. Финал композиции беспорядочен и непонятен, но какая разница – вы ошарашены произошедшим, и только потом ловите себя на мысли, что уже больше минуты смотрите в одну точку, ни разу не моргнув... |
|
Jacques Loussier Trio - Concerto No.1 in E Major (RV 269, «Spring»), part I «Allegro»
Telarc Digital © 1997 |
35,485,398 |
Это первый трек с альбома Antonio
Vivaldi «The Four Seasons»: New Jazz Arrangements уже известного
нам трио Жака Лузье. В его состав входят пианист Жак Лузье (Jacques Loussier),
контрабасист Бенуа Дюнойе де Сегоньяк (Benoît Dunoyer de Segonzac)
и ударник Андре Арпино (Andre Arpino).
Вы не сразу узнаёте Вивальди за слаженной игрой музыкантов. Однако, несмотря на своеобразие, вольность джазовой интерпретации как формы произведения, Жак Лузье очень аккуратно относится к его художественному содержанию. В целом, конечно, это намного виднее при прослушивании всего альбома, однако и этот отдельно взятый трек может о многом рассказать. В записях Жака Лузье традиционно сохранена натуральность звучания инструментов. В течение первой минуты все инструменты играют вместе, – оцените слаженность этой игры, естество построения трио. Очень здорово звучит рояль. Потом более спокойный момент, развивается тема контрабаса. В начале третьей минуты он играет просто изумительно красиво, звучание полное, законченное, живое. Стоит также отметить начало пятой минуты. Виртуозная игра рояля и контрабаса одновременно. Многоголосие рояльных струн выдаёт размер инструмента послезвучиями его огромного корпуса; звучание быстро перещипываемых струн контрабаса завораживает не менее сильно – контрабас пытается играть партию скрипки, и получается же! При этом большая, богато оснащённая ударная установка практически постоянно поддерживает настроение, где-то вызывая улыбку, где-то – восхищение рождением весны. Проще говоря, надо слушать и слушать. Живое исполнение джаза замечательно тем, что мы видим бессловесное общение музыкантов: они переглядываются, подают друг другу знаки. Никакая запись не сможет этого передать полноценно, однако хороший тракт позволяет к этому приблизиться, – ощутите это на себе. |
|
Вячеслав Куликов - Великая река
Neane Records © 2003 |
47,866,509 |
Альбом
«Песни
серебристого леса» Вячеслава Куликова, известного российского
электронщика, представляет собой в некотором роде уникальную запись. Лишь
средствами компьютера, без применения аппаратных синтезаторов, композитор
создал свои инструменты, с их тембрами и послезвучиями, и этими инструментами
исполнил – нет, не двенадцать композиций, а одно произведение в
двенадцати частях. Являясь одновременно автором концепции, создателем
инструментов, композитором, аранжировщиком, исполнителем, звукорежиссёром и
продюсером, Вячеслав Куликов сумел создать полноценный музыкальный сюжет,
наполнить его художественным содержанием и передать его звуками мелодий.
Безусловно, достичь тембрального богатства виолончели или электрогитары при создании виртуальных инструментов невозможно, и можно было бы упрекнуть Куликова в бедности звучания инструментов его оркестра. Но, с другой стороны, в этих звуках тоже есть что-то «цепляющее», и автору удаётся передать ими свой замысел. Очевидно, что эмоциональные оттенки, которые искусственно, результатом долгих поисков и догадок заложены в перепадах громкости, динамике тембров электронного инструмента, более уязвимы по сравнению со звучанием настоящего инструмента. Поэтому электронная музыка и хороша для тестирования тракта, но при условии, если ею проникнуться, понять её чуждую традициям концепцию. При этом также не следует забывать о том, что для этой музыки не существует эталона звучания, поэтому говорить о натуральности звучания здесь не приходится. Помимо оригинальности самой концепции абсолютно искусственного звучания, необычен также подход к её осуществлению. Куликов максимально обогащает деталями среднечастотный диапазон, где наиболее чувствителен человеческий слух, использует фазовое стерео и обходится минимальным количеством шума. Звучит это очень интересно. Редкие АС подают эту запись без искажений. На этом материале выпячиваются резонансы, дефекты направленности АС. Сказывается качество материала динамиков, а также чётко выявляется изрезанность АЧХ. Звучание становится визгливым, шипящим, утомляющим. Это идёт в разрез с художественным замыслом – спокойствием полноводной таёжной реки, туманом над её водами, восходом солнца. Но вместе с тем это лишь фрагмент повести, многое теряющий без своего контекста. И, прослушанный целиком, альбом впечатляет намного сильнее. |
|
Dire Straits - My Parties
Mercury Records Ltd (London) © 1996 |
36,072,488 |
В этой композиции, помимо чёткой постановки инструментов,
очень удачно записан вокал. Чтобы понять её настроение, достаточно текста
песни. Но АС, хорошо подающие эмоциональные оттенки, расскажут обо всём и
слушателю, не знающему английского языка. И всё благодаря искреннему вокалу
Нопфлера: он подаёт сюжет со сногсшибательной выразительностью.
В момент 1:24 невольно улыбаешься. :) То же и в 1:57. Хотя многое зависит и от настроения в момент прослушивания: всё-таки эмоциональное восприятие – довольно субъективная вещь. Отдельно стоит упомянуть проигрыш, начинающийся в конце четвёртой минуты. В нём очень здорово выстроена гармония, синтезаторы и саксофон согласуются просто великолепно, а самый нижний регистр, вступающий в 4:08, эффектно украшает этот «праздничный торт» кисточкой из взбитых сливок. :) |
|
Jacques Loussier Trio - Gnossienne No.4
Telarc Digital © 1998 |
37,751,448 |
С первых секунд пьеса погружает в себя. Светлая грусть
фортепиано, поддерживаемая контрабасом и ударными... Вы слышали Эрика Сати в
оригинальном исполнении? Стоит послушать. Тогда эта широта, но вместе с тем и
предельная аккуратность импровизации почувствуется сразу.
В комментарии к треку №9 уже было сказано немало слов о трио Жака Лузье. Оно – как единое существо в трёх лицах. Где-то солирует фортепиано, где-то выделяется контрабас; начиная с пятой минуты, солируют ударные, – казалось бы, каком в этом смысл? – но вы послушайте, почувствуйте мелодию, – Жак и Бенуа безмолвно следят за игрой Андре, и все понимают друг друга без слов. Говорить об отдельных аспектах звучания не поворачивается язык, – так прекрасно оно целиком, само по себе, как живой человек. Однако можно уверенно сказать, что на тракте невысокого качества оно превратится в манекен. |
|
Владимир Высоцкий - Канатоходец
Polydor France © 1977 |
20,192,532 |
Диск Владимира Высоцкого «Натянутый
канат» представляет собой образец исполнения и качества записи
авторской песни. Композиция «Канатоходец» даёт об этом примерное
представление.
На высококлассном тракте голос Высоцкого звучит очень выразительно, эмоционально и натурально. Добиться всех трёх этих качеств одновременно очень сложно. Некая особенность формантного состава этого уникального голоса позволяет сразу обнаружить тональный дисбаланс. Подробнее об этом надо будет написать позже. |
|
Goran Bregović - Tale VII
Mercury France © 2002 |
14,019,162 |
Последний трек из альбома Бреговича «Tales
and Songs from Weddings and Funerals» – один из наиболее
сложных для воспроизведения. Это скерцо для цыганского оркестра –
маленькое, причудливое и очень юморное – содержит в себе разнообразное
множество прихотливых звуков, извлекаемых из духовых и струнных инструментов.
Натуральность и выразительность их звучания, чёткая пространственная локализация и эмоциональный настрой, доводящий просто до хохота «ну он и сыграл!.. :))» – всё это вместе преподнести без фальши, как есть, очень и очень тяжело. |
|
Песняры - Аве Мария
Philips Studio © 1994 |
22,435,946 |
Эта композиция специальна поставлена последней на тестовом
диске. Она взята из альбома «Pesnyary: The Belarussian
Folk-Rock Group», представляющего сейчас собой большую редкость.
Солирует в этой композиции сам Владимир Мулявин. Комментарии здесь излишни. Это просто нужно один раз услышать... впрочем, можно сказать, что в момент 2:37 .. 2:50 должны быть отчётливо слышны слова каждого солиста, что инструменты не должны скрадывать выразительность мулявинского голоса, что многое зависит от того, как прозвучат слова «Здесь и старухи, и молодые...» в конце первой минуты. Но это всё детали. Слушайте песню. Слушайте и поражайтесь... :) |